Лягушки и поддерживающие каркасы – что выбрать согласно нормативным требованиям

Архив рассылки "Непрошеные советы" для начинающих проектировщиков. Выпуск № 13.

Доброе утро!

В заключительной части трилогии, посвященной гладкой арматуре, я хочу поговорить о стальных фиксаторах арматуры – гнутых или сварных элементах, которые обеспечивают проектное положение арматуры.

Проектировщик может красиво нарисовать верхнюю и нижнюю арматуру в плите, но в воздухе она не зависнет – нужно заказать в проекте поддерживающие элементы – гнутые «лягушки» или сварные каркасы. Почему это должен делать конструктор? Во-первых, есть четкое указание в СНиП «Бетонные и железобетонные конструкции» п. 5.49: «Соответствие расположения арматуры ее проектному положению должно обеспечиваться специальными мероприятиями (установкой пластмассовых фиксаторов, шайб из мелкозернистого бетона и т.п.)», а раз написано в СНиП, то проектировщик должен позаботиться об этом в проекте. Во-вторых, кто, как не проектировщик, знает, какие поддерживающие элементы надежно закрепят каркас в проектном положении? Если отдать выбор на волю строителей, то они в плите толщиной 800 мм верхнюю арматуру поддержать гнутыми «лягушками» из шестерки или вообще подвязанными вертикальными стержнями (примеры привожу из жизни). И куда съедет эта арматура при бетонировании, никто спрогнозировать не сможет.

Итак, поговорим о стальных фиксаторах в железобетонных плитах.

Если толщина плиты 200 мм и менее, верхнюю вязаную сетку в ней отлично поддержат фиксаторы, которые строители любовно прозвали «лягушки», «жабки» и т.п.

Лягушка, жабка

Изготавливаются эти элементы из гладкой восьмерки или десятки и устанавливаются с шагом 600 мм в шахматном порядке – этого достаточно, чтобы поддержать не дать прогнуться верхней сетке даже из арматуры самого малого диаметра. Размеры такой «лягушки» обычно следующие:

• длина нижних отгибов равна 1,5 шага нижней арматуры плюс 15-20 мм – тогда «лягушку» можно четко зафиксировать, подогнув под стержень рабочей арматуры, как это показано на рисунке выше. Следует заметить, что строители часто не заводят концы «лягушек» под стержни сетки, а просто кладут ее поверх сетки  и фиксируют вязальной проволокой. При такой схеме разница в длине вертикальной части лягушки будет заметной – это видно из рисунка ниже.

Правильная установка лягушки

А так как «лягушка» из десятки – это очень жесткий элемент, вручную его не подогнешь, то размеры и эскиз «лягушки» должны четко оговариваться в проекте. Допустим, на рисунке показана плита толщиной 180 мм, армированная двенадцаткой. При этом разница в вертикальной части лягушки составила 10 мм (синяя – короче на 10 мм, чем розовая). Допустим, вы учитывали в проекте «розовый» вариант, а строители выбрали «синий», в таком случае верхняя сетка окажется на 10 мм выше проектного положения, и защитного слоя ей явно будет маловато.

Я привожу эти примеры для того, чтобы вы сами для себя взвесили и выбрали, насколько четко и подробно прорисовывать в проекте фиксаторы, чтобы в итоге строители не насамовольничали и не пришли спрашивать, а что теперь с этим делать? Только если в проекте дана исчерпывающая информация, строитель не скинет вину с себя на проектировщика.

• длина вертикальной части лягушки должна быть четко посчитана в зависимости от положения стержней арматуры, чтобы обеспечить защитный слой для верхней арматуры. Даже направление стержней арматуры значительно влияет на высоту «лягушки» - см. рисунок:

Длина вертикальной части лягушки

• ширина верхней полочки «лягушки» обычно берется 200 мм: если меньше, то сложнее гнуть; если больше – нет смысла.

В итоге, по сетке, опирающейся на правильно изготовленные фиксаторы, спокойно ходят арматурщики – без страха сломать ноги (а это очень важно), и бетон не нарушит ее положения.

Если толщина плиты от 200 до 500 мм, следует использовать сварные поддерживающие каркасы в виде двух лесенок, которые кладутся друг на друга и образовывают устойчивую поддерживающую конструкцию (см. рис. 44 руководства по конструированию).

Сварные поддерживающие каркасы

Эти лесенки изготавливаются из гладкой десятки и устанавливаются под углом к вертикальной оси в 30 градусов. Сварка в данном случае может быть не контактная, а ручная дуговая, т.к. эта арматура работает одноразово – на периоде монтажа, и рабочей арматурой не является. Шаг поперечных стержней в каркасе обычно берется 300мм. Длина лесенок обычно берется от 1 до 2 м – здесь главный фактор – удобство для строителя.

При разработке каркаса важно правильно высчитать его высоту и на каком расстоянии от края привариваются продольные стержни – именно на них будет опираться арматура. Каркас ставится прямо на опалубку, наклоняется, и на него опирается еще один каркас – в итоге получается устойчивый треугольник (это видно из рисунка):

Правильная разработка каркаса

Второй вариант каркасов в толстых плитах – это те же лесенки, только согнутые в плане в треугольник. Они устойчивые, и с ними намного проще четко уложить верхнюю сетку на требуемой высоте – так, как задано в проекте. Обратите внимание, на рисунке сверху дан разрез плиты, а снизу – план, почему-то для многих этот рисунок в руководстве оказывается ребусом.

Второй вариант каркасов в толстых плитах

Такие каркасы очень удобно размещать в ленте (как на рисунке) и в плите. Главное – определиться с их шагом. Вообще, шаг любых поддерживающих каркасов рассчитывается из условия, чтобы не прогибалась арматура верхней сетки под весом человека и под массой льющегося бетона. Поэтому шаг напрямую зависит от диаметра стержней верхней сетки. Подобрать его можно по рисунку 122 руководства.

Вот так можно располагать эти каркасы в плане: слева - в плите, справа - в ленте.

Поддерживающие каркасы в плане

О поддерживающей арматуре на сегодня все.

Удачного Вам проектирования!

С уважением, Ирина.


Комментарии   

0 #1 Оксана 27.12.2014 01:00
Ирина, многие отмахиваются от подобных "мелочей".Но Вы как всегда на высоте и правы, фиксаторы не "мелочь"! Только вот вопрос, лестнички (первый вариант) такие длинные (1-2 м) и с каким шагом устанавливаются ? И ещё - Вы правильно написали - рисунок (по второму варианту лестничек),дейс твительно, ребус! Это лента, да? И не понятно как же опираются рабочие стержни на эти лестнички!
Цитировать
0 #2 Оксана 27.12.2014 01:03
Ирина, никак не могу покинуть Ваш сайт! Столько полезного и нужного!!!! Супер!!! Но надо идти спать!))))
Цитировать
0 #3 Иринa 27.12.2014 07:59
Оксана, спасибо!
Да, лестнички длинные, но строители их ставят спокойно. Они устанавливаются непрерывными полосами от края до края плиты, а расстояние между этими полосами (расстояние между двумя "треугольниками " из каркасов) берется по тем же указаниям, на которые я сослалась в конце статьи Цитата:
Поэтому шаг напрямую зависит от диаметра стержней верхней сетки. Подобрать его можно по рисунку 122 руководства.
По второму я постараюсь дополнить рисунками, действительно ресунков из руководства не достаточно. Да, там показана лента в плане (на разрезе 1-1), но я бы каркасы в ленте располагала не так, как на рисунке, а развернув под 90 градусов. В общем, постараюсь подправить статью, чтобы стало понятней.
Цитировать
0 #4 Иринa 27.12.2014 08:22
Цитирую Оксана:
Ирина, никак не могу покинуть Ваш сайт! Столько полезного и нужного!!!! Супер!!! Но надо идти спать!))))

Ого! :o Два часа ночи... Берегите разум, Оксана, он отдыхает только с 9 до 12 - не пропускайте это время сна ;-)
Цитировать
0 #5 Оксана 22.01.2015 16:03
Ирина, добрый день! У меня монолитная ж.б. плита толщиной 220 мм, так хочется поставить "лягушки" диаметром 10 мм, с шагом 1000 Х 1000. Можно ли при высоте 220 мм. применить именно лягушки, а не "лестнички"? Да и ещё, Вы обещали рисунки по второму варианту "лестничек". И ещё - как изображать "лестнички" в плане, те которые не гнутся в треугольник
Цитировать
0 #6 Оксана 22.01.2015 16:18
Да и ещё! Ирина, как Вам отправлять здесь файлы автокадовские! Ну чтоб наглядней!
Цитировать
0 #7 Иринa 02.02.2015 10:16
Цитирую Оксана:
Ирина, добрый день! У меня монолитная ж.б. плита толщиной 220 мм, так хочется поставить "лягушки" диаметром 10 мм, с шагом 1000 Х 1000. Можно ли при высоте 220 мм. применить именно лягушки, а не "лестнички"? Да и ещё, Вы обещали рисунки по второму варианту "лестничек". И ещё - как изображать "лестнички" в плане, те которые не гнутся в треугольник

В организации, в которой я работала, ставили лягушки в плитах толщиной менее 300мм, если 300мм и более - тогда уже каркасы.
Цитировать
0 #8 Иринa 02.02.2015 10:17
Цитирую Оксана:
Да и ещё! Ирина, как Вам отправлять здесь файлы автокадовские! Ну чтоб наглядней!

К сожалению, здесь - никак. Делайте скрины и выкладывайте картинки.
Цитировать
0 #9 Оксана 16.04.2015 13:10
Ирина, добрый день! Уменя фундаментная плита высотой 600 мм. С шагом понятно, посмотрела в Руководстве, а вот диаметр применила для обоих позиций - 8 мм. Правильно ли? И в лягушках, кстати, тоже не понятно какие диаметры применять, обычно 8-10 мм, да?
Цитировать
0 #10 Оксана 16.04.2015 13:12
Ой, не сказала - применила согнутые в треугольник каркасы (в фунд. плите)
Цитировать
0 #11 Иринa 16.04.2015 13:53
Для каркасов мы обычно на работе брали десятку для таких каркасов (вроде бы кто-то когда-то делал расчет каркасов). Но вообще важен вес арматуры, давящей на каркас сверху - чтобы стержни каркаса (верхние горизонтальные) не прогибались под весом арматуры. В принципе, это можно просчитать при большом рвении.

А армирование плиты берется по расчету. Какая конфигурация, что опирается (стены, колонны)?
Цитировать
0 #12 Оксана 16.04.2015 17:41
Почти прямоугольная, опираются колонны и диафрагмы. Я тоже все таки поставила десятку!
Цитировать
0 #13 Иринa 16.04.2015 18:37
Похоже, домик серьезный. Сомнтельно мне армирование восьмеркой... Хотя при такой толщине плиты все может быть. Расчет был? В Тихонове минимальный процент армирования по фундаментам "не регламентируется".
Часто в фундаментных плитах всплывает верхняя арматура бОльших диаметров в пролете между колоннами или стенами. Это тоже нужно отслеживать.
Еще важно на продавливание плиту проверить и если не пройдет - либо армировать, либо сделать дополнительные утолщения плиты в районе мест продавливания.
Цитировать
0 #14 Оксана 17.04.2015 10:15
Я считала каркас без плиты в Лире, так как не было на тот момент геологии. Теперь нас торопят, ГИП что то в ручную прикинул - высота плиты, как я уже писала, 600 мм, верхнее и нижнее армирование - армирование диаметром 16 мм, усиления внизу - от осёй колонн и диафрагм на 1,5 м в каждую сторону. На продавливание не считали, но каркас ставим - 14 мм - вертикальная и 8 мм горизонтальная арматура. Я, конечно, хотела посчитать - открыла Пособие по проектированию, стр. 102(расчёт на продавливание), но поняла, что надо ещё разобраться с этим расчётом, а времени особо нет. Делаем чертежи для согласования, строить по ним не будут, поэтому и спокойна я, но Вы же понимаете, разобраться то надо.
Цитировать
0 #15 Оксана 17.04.2015 10:19
Основное армирование - с шагом 200 мм и усиления внизу тоже с шагом 200 мм. Каркасы поддерживающие сделала из десятки. Вопрос - каркасы на продавливание на всю высоту плиты (я на всю сделала)? И как Вам всё таки отправлять картинки, Вы писали вроде, но забыла, а найти вряд ли получится!
Цитировать
0 #16 Оксана 17.04.2015 10:26
Я бы Вам была крайне благодарна за разъяснения расчёта на продавливание, ну хотя бы пункта 3.96(3.42) в пособии, а то там примера расчёта нет((((
Цитировать
0 #17 Оксана 17.04.2015 10:28
Вы же когда своим светлым разумом и ясным слогом к чему то обращаетесь, так тьма рассеивается!!! !!)))))
Цитировать
0 #18 Иринa 17.04.2015 14:16
Оксана, я хотела написать статью по продавливанию, но потом обнаружила в российском пособии к СП 52-101-2003 шикарные расчеты и примеры на эту тему, и решила, что моя статья не особо и нужна. Гляньте, пожалуйста, в пособие - там очень толково изложено. А если Вы уже смотрели, и Вас не устроила та информация, маякните здесь, я тогда напишу статью.

Картинки вставляете в любом месте в интернете (я на яндекс-фотках выкладываю), а потом копируете ссылку в сообщение (над окном ввода текста справа от зачеркнутого текста есть значок "изображение", его надо нажать и вставить ссылку на картинку, а лучше потом еще раз без него продублировать ссылку, т.к. не всегда корректно изображается. Если вы вставляете с помощью значка, то картинка будет в тексте сообщения, если просто так - то будет просто ссылка на картинку.

Поддерживающие каркасы не годятся на продавливание - не тот шаг арматуры. Там должны быть отдельные.
Каркасы на продавливание - да - на всю высоту плиты, они должны быть сварными (сварка контактная, ни в коем случае не ручная дуговая).

Цитирую Оксана:
Вы же когда своим светлым разумом и ясным слогом к чему то обращаетесь, так тьма рассеивается!!!!!)))))

:oops: :oops: :oops:
Цитировать
0 #19 Оксана 17.04.2015 14:43
Ирина, спасибо! Я посмотрю российское пособие. Потом напишу отзывы) С картинками надо попробовать! Спасибо Вам большое!
Цитировать
0 #20 Оксана 20.04.2015 18:01


Ирина, это проба!
Цитировать
0 #21 Оксана 22.04.2015 11:58
Не получается выложить картинку(((
Цитировать
+1 #22 Иринa 22.04.2015 14:17
Это глюк в комментариях - не всегда картинки отображаются. Но если нажать "цитировать", то в цитате будет ссылка (это я случайно обнаружила и иногда этим спасаюсь, когда кто-то картинки выкладывает). Пройдет какое-то время и эта картинка в 20 сообщении будет видна. В чем тут чудеса, я не знаю...
Цитировать
0 #23 Гибкаарматуры.рф 11.02.2016 22:12
Оксана добрый день!
Прочитал ваше пособие по вариантам поддержки верхней сетки. Я сам делаю и лягушки и каркасы для монолитных плит. В пособи говорится что полока у лягушки должна быть 200. Но это неправильно. при сгибании образуется радиус и на такую лягушки не поставишь 2 хлыста. Делать лягушку с провисанием внутри ячейки тоже нерационально - перерасход металла на 20 см в изделии. По практике лучше лягушку под сетку 20х20 делать такую: 27х19х25х19х27 для плиты 300. Каркасы елочки тоже хороший вариант но там тогда высота должна быть 170, а не 190. Наиболее удобный размер около 1,95 - 6кусков с одного хлыста. Вот здесь можно примеры каркасов увидеть на плите. www.youtube.com/.../
Цитировать
0 #24 Иринa 12.02.2016 10:15
Лягушка рассчитана на установку одного хлыста, а не двух, этого вполне достаточно для поддержания сетки.
Что значит "провисание внутри ячейки", я не поняла.
Для плиты 300 нужны уже не лягушки, а поддерживающие каркасы (хотя многие игнорируют это требование, и лягушки выдерживают).
Спасибо за интересное видео.
Цитировать
0 #25 Иринa 12.02.2016 10:17
О, еще добавлю по ширине верхней полочки лягушки. Если она 200мм, то это кратно шагу нижней арматуры, и тогда лягушки проще устанавливать в проектное положение - ничто друг другу точно мешать не будет.
Но если есть желание поддержать два соседних прута вместо одного, никто возражать не будет (хотя это перерасход).
Цитировать
0 #26 Оксана 12.02.2016 17:23
Гибкаарматуры.р ф, спасибо Вам за видео! Про нахлёст, действительно, нужно теперь не забывать! Спасибо
Цитировать
0 #27 Иринa 12.02.2016 20:40
Оксана, ага, с каркасами и лягушками каждый раз просчитывать или прорисовывать все нужно. А у лягушек еще и их положение учитывать. С защитными слоями каждый миллиметр важен.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск

Подписка на статьи

Комментарии

  • Женя 02.12.2016 14:17
    Здравствуйте!Оч ень хотелось бы статью о плоской кровле, о правильных подсчетах ...

    Подробнее...

     
  • Тамара 02.12.2016 12:18
    Добрый день!Хотела бы спросить литературу о шпонках в фундаментах, в ...

    Подробнее...

     
  • Алексей 01.12.2016 08:50
    Не проще ли сразу плиты положить как положено на фундамент. А так вам ...

    Подробнее...

     
  • Александр 30.11.2016 20:47
    Здравствуйте! У меня два вопроса к вашему рамному узлу: зачем заводить ...

    Подробнее...

     
  • Айгуль 30.11.2016 14:22
    а можно ли тогда допустим, положить плиты ПК (пустотки) на землю в ...

    Подробнее...

Яндекс.Метрика