Основные ошибки при конструировании колонн
Давайте разберемся, какие ошибки часто допускаются при конструировании колонн.
1) Малый защитный слой бетона для рабочей арматуры.
Если защитный слой мал, арматура со временем может оголиться, и работа колонны будет нарушена.
Также величина защитного слоя влияет на огнестойкость колонны, поэтому лучше избегать минимально допустимого защитного слоя. Хотя в то же время, всегда нужно помнить, что при защитном слое более 50 мм следует устанавливать дополнительную конструктивную арматуру против растрескивания.
2) Отсутствие в месте нахлестки арматуры учащенного шага хомутов.
Очень важно для корректной работы арматуры в месте стыковки путем перенахлеста устанавливать хомуты с более частым шагом.
3) Малая величина нахлестки арматуры.
Для арматуры по ДСТУ 3760 величина нахлестки значительно больше, чем по ГОСТ 5781. Всегда следует производить расчет величины нахлестки с учетом требований для конкретного вида арматуры.
4) Недостаточный класс прочности бетона.
Класс прочности бетона для монолитных колонн рекомендуется принимать не ниже В25 (см. Тихонов "Армирование элементов монолитных железобетонных зданий", раздел 2 стр. 52), в более ранней литературе класс бетона допускалось брать ниже.
5) Переармированное сечение.
Очень частый случай в колоннах небольшого сечения с арматурой больших диаметров. Всегда нужно вычислять процент армирования и сравнивать его с максимально допустимым, особенно в местах стыковки арматуры, где площадь удваивается.
6) Отсутствие шпилек в колоннах большого сечения.
Никогда не стоит забывать о требованиях рисунка 73 Руководства по конструированию
Без установки нужного количества хомутов и шпилек рабочая арматура при бетонировании будет раздвинута бетоном, защитный слой пострадает, и конструкция не будет соответствовать запроектированной.
7) Армирование монолитных колонн арматурой диаметром менее 16 мм.
Даже если по расчету арматура меньше, никогда нельзя пренебрегать конструктивными требованиями. Есть в руководстве по конструированию одно исключение, но оно одно и не везде подходит.
8) Отсутствие в проекте отгибов рабочей арматуры, учитывающих установку в проектное положение арматуры колонн следующего этажа.
Когда арматура колонн не отогнута заранее, рабочие ее гнут по месту с использованием нагрева, это может пережечь арматуру и ослабить ее несущую способность.
Из Вашей статьи можно сделать вывод, что дополнительные шпильки в сечениях больших колонн необходимы только при бетонировании?
Просто всегда считала, что дополнительные шпильки и хомуты при больших сечениях колонн (точнее при числе стержней по одной грани более 4-х) требуются не только из условий бетонирования.
У меня ситуация такая. Усиление колонн ж.б обоймой. Число стержней по одной грани составляет 5 шт. Одного охватывающего хомута по требованиям руководства вроде как и маловато, но и дополнит. шпильки не поставить - внутри существ. колонна.
Если эти шпильки нужны только из условий бетонирования,т о все не так страшно.
Но в руководстве прямо не сказано, для чего эти шпильки.n
Сама я не вижу других причин для шпилек - они не учитываются при расчете и конструировании как поперечная арматура, по сути они хоронятся в толще бетона. Но держат они каркас в процессе монтажа и во время заливки хорошо. Мне рассказывали очевидцы, что творит бетон, если не установить шпильки - реально раздвигает арматуру. Да и ветер силен, пока стоят каркасы и ждут заливки.
В ж.б. обойме ситуация другая - там не будет много бетона, распирать нечему. Должно быть все в порядке.
135. ДЛЯ ЧЕГО ВО ВНЕЦЕНТРЕННО СЖАТЫХ ЭЛЕМЕНТАХ УСТАНАВЛИВАЮТ ПОПЕРЕЧНУЮ АРМАТУРУ?
Устанавливают, как правило, не для восприятия поперечной силы (обычно прочности самого бетона для этого вполне достаточно), а для того, чтобы обеспечить устойчивость продольной арматуры. Под влиянием поперечных деформаций бетона продольные стержни искривляются наружу (выпучиваются), отрывают защитный слой и теряют устойчи-вость задолго до исчерпания своей прочности (рис. 68). Поперечные стержни препятствуют этому процессу. Их ставят с шагом s не более 15ds (ds наименьший диаметр продольных стержней). Минимальные ди-а¬метры поперечных стержней назначают по условиям сварки: dsw ds /3. Указанные требования, кстати, обязательны и для сжатой продольной арматуры изгибаемых элементов.
Поперечные стержни также сдерживают поперечные деформации бетона и, тем самым, несколько повышают его прочность на сжатие. Од-нако намного эффективнее в этом отношении косвенное армирование (см. вопрос 137).
СП 63.13330.2012:
"10.3.14 Во внецентренно сжатых линейных элементах, а также в изгибаемых элементах при наличии необходимой по расчету сжатой продольной арматуры в целях предотвращения выпучивания продольной арматуры следует устанавливать поперечную арматуру с шагом не более 15d и не более 500 мм (d - диаметр сжатой продольной арматуры).
Если площадь сечения сжатой продольной арматуры, устанавливаемой у одной из граней элемента, более 1,5 %, поперечную арматуру следует устанавливать с шагом не более 10d и не более 300 мм.
10.3.15 Конструкция хомутов (поперечных стержней) во внецентренно сжатых линейных элементах должна быть такой, чтобы продольные стержни (ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ ЧЕРЕЗ ОДИН) располагались в местах перегибов, а эти перегибы - на расстоянии НЕ БОЛЕЕ 400 мм по ширине грани. При ширине грани не более 400 мм и числе продольных стержней у этой грани не более четырех допускается охват всех продольных стержней одним хомутом."
RSS лента комментариев этой записи