Сборное перекрытие или монолит?

Пришло время определиться с типом перекрытия для Вашего дома. Здесь, как и везде, есть варианты, которые, прежде всего, зависят от этажности.

Если домик одноэтажный, а наверху планируется лишь чердачное помещение, возможен облегченный вариант – деревянный настил по металлическим или деревянным балкам.

Для дома с мансардным или полноценным вторым этажом нужно более надежное перекрытие. Здесь есть два традиционных варианта: сборное перекрытие из круглопустотных плит либо монолитное перекрытие. И чтобы помочь Вам определиться окончательно с выбором типа перекрытия, рассмотрим подробно особенности каждого из них.

Итак, сборное перекрытие. Если в Вашем городе или окрестности есть завод железобетонных конструкций, то вполне можно остановиться на таком варианте. Достоинства сборного перекрытия – скорость монтажа, надежность, гарантированное хорошее качество. Еще это перекрытие в большинстве случаев дешевле монолитного.

На что же следует обратить внимание? Типовые плиты производятся заранее определенных размеров (вот некоторые длины плит: 2,4; 3,0; 3,6; 4,5; 6,0; 7,2; 9,0 м), и требуют наличие несущих стен для опирания. Планировка Вашего дома должна четко соответствовать размерам выбранных плит. При этом стоит заранее узнать у поставщика или завода-изготовителя, плиты каких размеров они могут доставить. Если в вашем распоряжении будут плиты длиной 3 м, расстояние в свету между стенами, на которые они опираются, должно быть не более 2,8 м (минимальная величина опирания плиты на стену – 10 см). От круглых стен и прочих изысков тоже придется частично воздержаться.

Опираться плиты должны противоположными короткими сторонами на несущие стены. Опирание на стены по трем сторонам нежелательно. А вот устройство балкона при помощи вылета плиты перекрытия за пределы наружной стены просто недопустимо. Во-первых, плиты перекрытия рассчитаны так, что опорная зона у них по краю, но никак не где-то в пролете. А главное, при нагрузке на такой балкон может просто произойти обрушение. И еще один большой недостаток такой импровизации – в зимнее время часть плиты будет промерзать. В результате зима будет пробираться прямиком в дом по так называемому «мостику холода». Результат – если не обрушится, то просто будет промерзать, а то и «плакать» - от перепада температур перекрытие вполне может увлажняться, обрастать грибком, плесенью и прочими прелестями.

Там, где плиты разместить не получается (из-за стесненных размеров или в местах вентиляционных шахт из кухни и ванной комнаты), необходимо выполнить монолитные участки. Допустим, у нас есть расстояние между стенами 3,15 м, а плиты в наличии шириной 1,0 м. В таком случае между двумя плитами остается зазор 15 см, который нужно чем-то заполнить. Здесь приходится подставить снизу опалубку, уложить арматуру и выполнить бетонирование (см. рисунок – монолитный участок шириной 150 мм). Такой монолитный участок армируется стержнями диаметром 6 мм с шагом 200 мм. Бетон используется класса В15 (М200). Обязательно выполнить опирание на перекрытие (размером 200x30 мм) с заведением отгибов арматуры на плиту. Иногда возникает необходимость в монолитных участках большой ширины (до 1 м), если нужно организовать отверстие в перекрытии (например, для каналов вентиляционных шахт). Обратите внимание – чем шире монолитный участок, тем больше диаметр арматуры, опирающейся на перекрытие (см. рисунок – монолитный участок шириной 980 мм). Подробнее о всех видах монолитных участков в сборном перекрытии можно узнать здесь.

При выборе сборного перекрытия следует взвешенно отнестись к материалу несущих стен. Так, если это кирпич, то толщина кирпичной стены должна быть не менее 24 см. Если при строительстве дома Вы используете шлакоблок, нужно учитывать его не очень хорошие несущие свойства – в таком случае под перекрытием нужно выполнить так называемый монолитный пояс – железобетонный армированный слой высотой 20-30 см (см. рисунок).

Теперь рассмотрим вариант с монолитным перекрытием. Безусловно, оно многовариантно и позволяет воплотить почти любые фантазии по планировке Вашего дома. Стены или колонны могут располагаться без жестких ограничений, диктуемых сборным перекрытием. Хотя заигрываться все же не стоит. Оптимальное расстояние между опорами в монолитном железобетоне – 6 м. Большее расстояние, конечно, допустимо, но такое перекрытие нужно рассчитывать специалисту. И вот здесь как раз нужно учесть важность вопроса и включить расчет перекрытия в статью расходов. Опытный специалист поможет Вам не только обеспечить надежность конструкции, но и сэкономить на расходе материалов – ведь толщина перекрытия может быть от 140 до 200 мм, да и арматуру по расчету нужно применять разных диаметров – от 8 до 16 мм (а при больших пролетах и больше), а это совсем разные затраты. Можно, конечно, принять все на глаз и с запасом, но такая экономия обойдется дороже.

Материалы для плиты: бетон класса по прочности не менее В15, арматура горячекатаная периодического профиля. Плита армируется сетками в двух плоскостях (в нижней и верхней зоне плиты). Сетки могут быть сварными (сваренными контактной точечной сваркой; сварка перекрестий арматуры электродами не допускается из-за большой вероятности пережечь арматурный стержень) либо собранными из отдельных стержней. В последнем случае в каждом пересечении арматуры стержни необходимо связать специальной проволокой. Оптимальный шаг укладки арматурных стержней – 200 мм. При этом необходимо обеспечивать защитный слой бетона для рабочей арматуры (расстояние от арматурного стержня до поверхности бетона) – не менее 20 мм. Защитный слой не только обеспечивает сохранность арматуры (если он мал, металл подвергается коррозии и на бетоне проступают ржавые полосы), но и увеличивает огнестойкость перекрытия. Минимальная величина опирания монолитного перекрытия на стену берется из расчета, что рабочая арматура должна быть заведена на опору не менее, чем на 10 диаметров (т.е., при армировании стержнями диаметром 12 мм – заведение на опору составит 120 мм; добавим защитный слой 20 мм и получим минимальное опирание плиты на стену 140 мм).

Теорию рассмотрели, перейдем к практике. Для устройства перекрытия понадобятся леса (система стоек, поддерживающих перекрытие, пока оно не набрало достаточной прочности), опалубка (металлические или деревянные щиты, на которые укладывается бетон), арматура и бетон, а главное – опытные строители. Еще один момент – бетон после укладки обязательно должен подвергаться вибрированию. Если нанятые вами строители возят бетон тачками и укладывают без уплотнения, надеясь на силу тяжести, гоните их в шею. Обязательным условием для качественной железобетонной конструкции является уплотнение вибрацией – именно тогда бетон достигает нужной плотности и работает с арматурой как единое целое. Бетонирование при температуре воздуха ниже +5°С не допускается (могут быть исключения, но при этом нужно проводить ряд мероприятий – обогрев бетона, использование специальных добавок). Бетон достигает своей прочности в течение 27 суток. Все это время должна быть выдержана положительная температура воздуха и исключены нагрузки на неокрепшее еще перекрытие.

 

Еще статьи:

«Как выполнить армирование монолитного перекрытия частного дома» - на эту статью обращаю особое внимание, ее мало кто замечает, но по ней можно подобрать армирование перекрытия прямоугольного дома с одной внутренней несущей стеной (самый распространенный тип перекрытия).

«Монолитное перекрытие»

«Как пересчитать арматуру на другой диаметр»,

«Армирование перекрытий в районе отверстий»,

«Монолитное перекрытие по металлическим балкам»,

«Балконы»,

«Монолитный пояс».

 

Внимание! Для удобства ответов на ваши вопросы создан новый раздел "БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ".

В этом разделе Вы можете задать вопросы и получить на них ответы. Комментарии в этой статье я закрываю. Если есть замечания к содержанию статьи, пишите на адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Комментарии

0 #301 Сергей 11.08.2013 08:36
к сожалению не получается добавить рисунок чтобы было понятнее
0 #302 Иринa 11.08.2013 09:26
Цитата:
Подскажите пожалуйста,стро им дом с мансардой на уже существующем фундаменте из фс блоков, одна несущая стена у нас совпадает с фундаментом, а часть второй хотим сместить на полтора метра в сторону, полы армированный монолит. как укрепить вторую стену или сделать стяжку чтобы она не висела в воздухе и выдержала вес мансардного этажа с крышей. дом будет из керамзитового блока.
Сергей, нужно делать фундамент под новую стену, иначе не выдержит. Невозможно сделать такую поддерживающую конструкцию, которая выдержала бы тонны от стены, перекрытия, крыши и снега.
Как вариант, можно сделать сваи в этом месте, но это тоже все нужно обследовать, просчитывать и т.д. Чтобы фундамент под стену не оказался жестче, чем соседние. Да и есть ли возможность в уже существующем объеме что-то делать...
0 #303 Артур 18.08.2013 01:30
добрый вечер ! подскажите пожалуйста здание из ракушки 18 на 6.3 первый колонны через 4.5 метра 40на40 с 16арматурой 1 этаж перекрыт плитами. 2 хочу залить монолит надо ли мне лить армапояс? и как расчитать монолитную плиту? Спасибо!
0 #304 Артур 18.08.2013 14:30
добрый вечер ! подскажите пожалуйста здание из ракушки 18 на 6.3 первый колонны через 4.5 метра 40на40 с 16арматурой 1 этаж перекрыт плитами. 2 хочу залить монолит надо ли мне лить армапояс? и как расчитать монолитную плиту? Спасибо!
0 #305 Карлис 26.08.2013 00:10
Цитирую Иринa:
Сергей,здравств уйте! Гостиная на 1м этаже? Перекрытие пролетом 5х5м опирается на стены по четырем сторонам? Для такого варианта получается перекрытие толщиной 120мм из тяжелого бетона класса В20. Армируйте в нижней зоне сеткой из арматурных стержней периодического профиля диаметром 10 мм (А400С). Шаг арматуры 200мм. Арматура по ДСТУ 3760:2006 горячекатанная марки 35ГС или 25Г2С. Верхнюю зону плиты армируйте сеткой из гладкой арматуры диаметром 4-5 мм (А240С) с шагом 200мм. Плита должна опираться на стены не менее, чем на 120 мм. Защитный слой бетона для нижней арматуры 25мм.
Расчет выполнен из обязательного условия опирания плиты по четырем сторонам. Нагрузка от конструкции пола 130кг/м2, временная нагрузка 200кг/м2.


Добрый день, Ирина. Вы просто ангел по расчету бетонных перекрытий (без саркасма) и Вы помогли многим людям. Может и мне повезет и Вы найдете времени, чтоб и мне ответить.

У меня тоже планируетеся перекрытия над подвалом 5x5 и я запланировал его сделать по Вашей инструкций в цитате выше. Но меня смушяет вес пола "Нагрузка от конструкции пола 130кг/м2". В гугле я нашел, что вес 1м3 бетона тяжелых составов составляет порядка 1 800-3 500 кг. Предположем, что перекрытие из бетона Б20 будет самый легкий вариант - 1800 кг/м3 (100 центиметров на 1м2), тогда толщина перекритии из 12 центиметров на 1м2 получается 216кг/м2. Почему у Вас получилось всего 130кг/м2?
0 #306 Иринa 28.08.2013 10:16
Цитирую Артур:
добрый вечер ! подскажите пожалуйста здание из ракушки 18 на 6.3 первый колонны через 4.5 метра 40на40 с 16арматурой 1 этаж перекрыт плитами. 2 хочу залить монолит надо ли мне лить армапояс? и как расчитать монолитную плиту? Спасибо!

Армопояс по ракушке нужен не зависимо от того, сборное перекрытие или монолитное. Ракушка может скалываться под плитой.
+1 #307 Иринa 28.08.2013 10:20
Цитирую Карлис:

Добрый день, Ирина. Вы просто ангел по расчету бетонных перекрытий (без саркасма) и Вы помогли многим людям. Может и мне повезет и Вы найдете времени, чтоб и мне ответить.

У меня тоже планируетеся перекрытия над подвалом 5x5 и я запланировал его сделать по Вашей инструкций в цитате выше. Но меня смушяет вес пола "Нагрузка от конструкции пола 130кг/м2". В гугле я нашел, что вес 1м3 бетона тяжелых составов составляет порядка 1 800-3 500 кг. Предположем, что перекрытие из бетона Б20 будет самый легкий вариант - 1800 кг/м3 (100 центиметров на 1м2), тогда толщина перекритии из 12 центиметров на 1м2 получается 216кг/м2. Почему у Вас получилось всего 130кг/м2?

Карлис, вес пола - это не вес перекрытия, а вес всей конструкции пола поверх перекрытия - стяжка, звуко-шумоизоля ция, снова стяжка, сам пол (плитка и т.п.). Обычно при подсчете нагрузки получается такое значение, но оно может быть и больше (если теплый пол, особенно с водяным отоплением), так и меньше.
0 #308 Иван 29.08.2013 11:52
Ирина добрый день! Подскажите пожауйста чем грозит отсутствие верхней арматуры в монолитном перекрытии меду первым и вторым этажом? У меня ее не положили. Нижнее армирование 12 арматурой, шаг армирования 18-20 см толщина монолита 14-15 см. Самый большой пролет 6х4,5.
0 #309 Иринa 29.08.2013 16:12
Над несущими стенами арматура должна быть - плита над стеной изгибается, работает верхняя арматура. Если ее нет, бетон не держит изгиб совсем и трещит.
Возможно будут трещины, а может напряжения перераспределят ся, и плита не будет разрушаться.
0 #310 Иван 29.08.2013 16:43
Ирина спасибо большое! За 5 лет после заливки перекрытия трещины возле некоторых стен 5-10 см от несущих стен длиной 1-3 м правда появились, но новых нет, на сколько трещины 1 мм толщиной возле несущих стен могут быть опасны? стяжки пола пока нет. Можно ли исправить ситуацию армированной стяжкой? Спасибо!
0 #311 Иринa 06.09.2013 08:14
Говорить, что это не опасно, я не могу. Вам нужно обратиться в проектную организацию, имеющую лицензию (и опыт!) на проведение обследований. Они обследуют и дадут заключение с рекомендациями по усилению.
0 #312 Денис Александрович 24.09.2013 12:48
Здравствуйте!Оч ень интересная статья,но так и не увидел заключения что лучше,монолитно е перекрытие или ж\б плита.строю дом,встал вопрос что выбрать,подскаж ите пожалуйста, что из этих двух вариантов долговечнее,и прочнее,вопрос экономии не волнует,интерес ует только качество конструкции..
0 #313 Иринa 27.09.2013 12:33
Если вопрос экономии не волнует, то я за заводские плиты - они 100% сделаны по технологии, прочные и надежные. В монолите много факторов риска - качество бетона, опыт строителей и т.д.
0 #314 Андрей 29.09.2013 07:41
Ирина, здравствуйте. Статья очень познавательная. Но хотелось бы узнать выдержит ли монолитное перекрытие нагрузку от межкомнатных перегородок, и какой в таком случае должна быть толщина перекрытия? Какой максимальный пролет между ПК можно замонолитить? Спасибо.
0 #315 Иринa 29.09.2013 11:49
Андрей, у каждой плиты есть несущая способность, выраженная в кг на метр квадратный площади плиты, и варьируется она от 400 до 1200 кг/м2 (бывают и другие значения). В среднем для жилья покупают плиты, несущие 800кг/м2: 200кг/м2 бытовая нагрузка, 150 кг/м2 полы, где-то столько же - перегородки, ну и в запас еще. Вообще, при стандартном расположении перегородок в квартирах-домах , плиты нагрузку выдерживают. Проверить можно, взяв несущую способность плиты и вычтя из нее 200 бытовой и вес полов. А вес части перегородки, опирающейся именно на эту плиту, можно условно "размазать" по площади плиты и получить распределенную нагрузку в кг/м2, которую можно сравнить с оставшейся.

Например. Несущая способность плиты 600кг/м2, нагрузка от пола (стяжка+утеплит ель+стяжка+плит ка) 140кг/м2, нагрузка от веса людей-мебели (бытовая) 200кг/м2. Для перегородки остается 600-140-200=260 кг/м2. Плита размером 3,6х1,0м. На нее опирается кирпичная перегородка толщиной 120мм с двумя слоями штукатурки по 20мм, высота перегородки 2,7м. Объемный вес кладки 1800кг/м3, штукатурки 800кг/м3. Тогда вес погонного метра стены 1,1*2,7*(0,04*8 00+0,12*1800)=7 37кг. Перегородка опирается вдоль плиты, общая длина перегородки на плите 3м. Значит, нагрузка от перегородки 737*3=2211кг. Делим на площадь плиты 2211/3,6=614кг/ м2. А у нас есть только 260кг/м2 - несущей способности плиты не достаточно.

Максимальный пролет между ПК тоже зависит от их несущей способности. Чтобы грубо прикинуть, нужно вычесть из несущей способности плиты бытовую нагрузку, вес полов и перегородок. А остаток должен выдерживать половину веса монолитного участка (умноженного на коэффициент запаса 1,1)
0 #316 Андрей 29.09.2013 22:20
спасибо за ответ. не совсем на мой вопрос, но тоже в тему. хотелось бы все же узнать еще про монолитное перекрытие???
+1 #317 Иринa 07.10.2013 11:42
Ох, простите, сбилась на ПК и подумала, что весь вопрос о пустотках :oops:

Монолитное перекрытие перегородки выдержит, если сделан расчет, подобрана толщина и арматура, и перекрытие сделано согласно проекту грамотными и добросовестными строителями.

А толщина перекрытия зависит от расстояния между опорами и от количества этих опор. Для каждого варианта (однопролетное прямоугольное, квадратное с опиранием по 4 сторонам, многопролетное; с колоннами, со стенами в виде опор...) подбор толщины индивидуален.

А будет конкретное перекрытие с планом перегородок, будет и более четкий ответ.
0 #318 Владимир.. 31.10.2013 23:33
подскажите пожалуйста..мон олитная плита перекрытия.19 см в две сетки шагом 20 арматура 12. бетон 350..выдержит ли она стену из газобетона площадью 8.6метра.размер ы блока 625 400 250 и вес 36 кг,то есть вес стены с дверным премом 2016 кг?
0 #319 Владимир.. 31.10.2013 23:36
плита перекрытия длина6 метров.ширина 4метра..
0 #320 Иринa 01.11.2013 09:49
Надеюсь, стена самонесущая и на нее ничего не опирается?
И напишите мне лучше толщину стены, длину и высоту. И где она расположена на перекрытии. Перекрытие по 4м сторонам опирается?
0 #321 Владимир.. 01.11.2013 11:21
стена 40 см.длина 4метра в середине дверной проем.перекрыти е по всем сторонам опирается..в верху монолитная плита второго этажа..ее я могу опереть о опору и разгрузить стену..
0 #322 Владимир.. 01.11.2013 11:26
высота 2 70.. толщина стен цоколя 40..перегородки 25..плита 10 на 11..перегородка делит цоколь 4 на 5..пролеты 5 на 10 и 4 на 10..в цоколе есть возможность усилить плиту опорами
0 #323 Ольга 01.11.2013 15:44
Доброго времени суток! начинаем строительство дома. встал вопрос в выборе проекта, определльсь, и он будет с плоской крышей, вопрос: обязательно ли необходимо делать чердак,о как избежать промерзание и плесневения! заранее спасибо!
0 #324 Алексей 05.11.2013 21:49
Доброго времени суток!строим дом, 8х9 из керамзитобетонн ых блоков стена в блок толщиной, несущих стен внутри не делали, вопрос чем лучше перекрытие сделать?
0 #325 Иринa 14.02.2014 15:04
Цитирую Ольга:
Доброго времени суток! начинаем строительство дома. встал вопрос в выборе проекта, определльсь, и он будет с плоской крышей, вопрос: обязательно ли необходимо делать чердак,о как избежать промерзание и плесневения! заранее спасибо!

Лучший вариант: сделайте хотя бы очень низкий проветриваемый чердак, тщательно утеплите пол этого чердака, а крыша пусть будет плоской, но холодной.
Если чердак не делать, нужно обязательно утеплять снаружи по расчету (толщина утеплителя - согласно Вашему климатическому району), плюс в зависимости от выбранных материалов правильно сделать "пирог" кровли, со всеми слоями - паро-, гидроизоляции. Пользуйтесь при этом либо нормативной литературой, либо руководствами производителей утеплителя (у фирм ROCKWOOL или ISOVER поищите руководства с узлами). Плюс в помещениях нужно наладить качественную вентиляцию. Если материалы стен дышащие (все слои, включая обои и шпаклевку), то будет полегче. Если материалы современные да окна металлопластико вые, то возможно понадобится принудительная вентиляция. Вопрос сложный, нужно рассматривать в комплексе.
0 #326 Иринa 14.02.2014 15:07
Цитирую Владимир..:
стена 40 см.длина 4метра в середине дверной проем.перекрытие по всем сторонам опирается..в верху монолитная плита второго этажа..ее я могу опереть о опору и разгрузить стену..

Раз на стену что-то опирается, значит она - несущая. Несущие стены на перекрытие не опирают. Подводите опоры под плиту. Под опоры делайте фундамент.
0 #327 Иринa 14.02.2014 15:25
Цитирую Алексей:
Доброго времени суток!строим дом, 8х9 из керамзитобетонн ых блоков стена в блок толщиной, несущих стен внутри не делали, вопрос чем лучше перекрытие сделать?

8х9м - очень большой пролет для перекрытия. Есть 9-метровые сборные плиты, но они будут тяжелыми для керамзитобетонн ых блоков. Лучше всего сделайте в центре два фундамента с колоннами, вдоль колонн пустите балку, которая будет опираться на эти колонны и на наружные стены. А там уже любое перекрытие можно сделать - хоть сборное, хоть монолит.
0 #328 Сергей 19.02.2014 16:06
Кому нужна опалубкаперекрытий обращайтесь
0 #329 Сергей 19.02.2014 16:08
Здесь не дорогая опалубка любого типа обращайтесь
0 #330 Иринa 20.02.2014 14:26
Для удобства ответов на ваши вопросы создан новый раздел "БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ" svoydom.net.ua/besplatnaja-konsultacija.html В этом разделе Вы можете задать вопросы и получить на них ответы.
Комментарии в этой статье я закрываю. Если есть замечания к содержанию статьи, пишите на адрес

Комментарии в данной теме закрыты. Чтобы получить бесплатную консультацию, перейдите по этой ссылке.

Поиск

Подписка на статьи

Комментарии

  • Женя 02.12.2016 14:17
    Здравствуйте!Оч ень хотелось бы статью о плоской кровле, о правильных подсчетах ...

    Подробнее...

     
  • Тамара 02.12.2016 12:18
    Добрый день!Хотела бы спросить литературу о шпонках в фундаментах, в ...

    Подробнее...

     
  • Алексей 01.12.2016 08:50
    Не проще ли сразу плиты положить как положено на фундамент. А так вам ...

    Подробнее...

     
  • Александр 30.11.2016 20:47
    Здравствуйте! У меня два вопроса к вашему рамному узлу: зачем заводить ...

    Подробнее...

     
  • Айгуль 30.11.2016 14:22
    а можно ли тогда допустим, положить плиты ПК (пустотки) на землю в ...

    Подробнее...

Яндекс.Метрика